Форум издательства АНС
19 Марта 2024, 13:34:54 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
  Начало Помощь Поиск Войти Регистрация Сайт АНС  
Страниц: 1 ... 4 5 [6] 7
  Печать  
Автор Тема: Славянские праздники  (Прочитано 86865 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #75 : 20 Июля 2013, 15:21:13 »

Кстати, Ильин день отмечается 2 августа по новому стилю. День этот обычно не обходится без грозы (вот вам и Перун!!!).

С появлением христианства функции Перуна были перенесены на христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились черты Перуна — бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице, и который, по сути, просто сменил имя, оставшись тем же почитаемым божеством.

 
Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #76 : 31 Июля 2013, 17:41:51 »

                  Медовый Спас
 1 августа (по старому стилю) отмечается Первый Спас, который в народе называют медовым или мокрым. Название "медовый" объясняется тем, что именно в это время пчёлы прекращают собирать нектар с цветов, соты в ульях заполнены до отказа и пасечники начинают собирать мёд, при этом первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей. В этот день, согласно народной традиции, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

В некоторых местностях Первый Спас именовался также Мокрым. В этот день совершался чин водоосвящения, для чего служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам. Крестьяне же считали полезным купание в освященных водах.


         Ф. В. Сычков. Водосвятие. 1916
Ну, а наиболее известное название — Медовый Спас — идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время. Говорили, что если пчельники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскают соседские пчелы. Пчеловоды строго соблюдали обычай приносить в этот день в церковь свежесобранный мед для освящения. Кроме того, крестьяне несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ.
В южных регионах освящают также маковые головки, поэтому праздник обрел еще одно название — Маковый Спас. В этот день готовили различные кушанья с использованием мака — например, булочки и пирожки, а также маковники. Это лакомство делается так: варят мед и снимают с него пену, затем кладут мак и держат на огне, пока масса не загустеет; после этого ее вываливают на стол и, остудив, режут на тонкие ломтики. Мак наделяли и сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна ведьма в него не проникнет.
С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. Когда сеяли озимую рожь, стаскивали с печи самого старого пахаря в селе и вели в поле, чтобы он бросил в землю первую горсть зерна. «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!», - просили крестьяне. С посевом озимых были связаны разные поговорки и приметы: «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду»; «В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой»; «Паши под озимы, готовь гумна и овины». Также говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие — то лучше посев отложить.
Если мужчины в это время были заняты в полях, то женщины и дети шли в лес — заготавливать малину. Она, во-первых, была любимым лакомством наших предков, во-вторых, считалась одним из наиболее полезных лекарственных растений, отлично помогающим при простуде. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму; эту ягоду применяли как вяжущее, мочегонное и потогонное средство.

 Источник: Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или Войдите
http://www.calend.ru/narodevent/5943/


Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или Войдите
неправильные пчёлы.
Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #77 : 06 Августа 2013, 00:38:10 »

             Яблочный Спас - 6 августа (по старому стилю)



6 августа справляют Яблочный Спас - этот языческий праздник имеет как поверхностно-бытовой, так и глубинный философский смысл.

 Согласно древнему аграрному календарю с середины августа начинается сбор яблок, и начатки урожая приносились в жертву богам, а до этого дня есть садовые яблоки было нельзя.

 В день второго Спаса совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения благодарности Матери Сырой Земле, волхвы благословляли плоды.
 В южных районах наравне с яблоками освящали и пробовали первый виноград.

 Уборка урожая сопровождалась приговорами: вовремя собрать – вовремя убрать, после Второго Спаса дождь – хлебогной! Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень. Неслучайно день второго Спаса называли осенинами. Говорили: «Со Спаса – преображение: погода преображается!» «Пришел второй Спас – бери рукавицы про запас!»

 Более глубокий смысл: к Спасу вырастают плоды прежних замыслов. Вскрывается истинная суть прошлого, т.е. из зерна растёт плод. И все его видят. И могут отведать, но не раньше, чем настанет пора...

 Существует версия, что до Яблочного Спаса яблок нового урожая не ели потому, что они еще не приносят человеку значимой пользы, даже если созрели. И дело не только в самих яблоках. До Яблочного Спаса созревают многие полезные для человека ягоды, съедобные травы и корнеплоды. Если начать употреблять в пищу яблоки, не останется «места» для более полезного в данный момент продукта. Определенная последовательность созревания (зелень, ягоды, плоды) существует в природе не зря. Это знали древние учителя – волхвы. Они не «загружали» простых людей этими знаниями (кто тогда понимал в витаминах, клетчатке и пр.?), а просто преподносили готовый вывод.

В этот день устраивались торги, на которых выставляли целые телеги с яблоками. Кроме того, люди, имевшие сады, считали своим долгом в этот день угостить плодами больных, нищих и сирых. Тех, кто нарушал этот обычай, считали людьми непорядочными.
Отсюда и возникла поговорка: на второй Спас и нищий яблочко съест.
 
 Христианская церковь, борясь с язычеством, «перекрыла» исконный праздник Яблочный Спас официальным церковным, назвав его на свой лад (Преображение Господне). Как известно, христианское духовенство связало празднование многих важных религиозных дат с освящением урожая, чтобы отвлечь народ от поклонения духам Природы, и многие праздники (Масленица, Купала, Родоница и др.) подменило своими. Яблочный Спас – не исключение.
Второй Спас, яблочный. Преображение. Какой второй Спас, такой и январь. В этот день провожают закат солнца в поле с песнями. Встреча осени. Осенины. Второй Спас всему час - шубу припас. На второй Спас бери голицы про запас. Становится холодно к ночи. Если на яблочный Спас сухой день - к сухой осени, мокрый - к сырой, а ясный - к суровой зиме. Каков день на яблочный Спас, таков и Покров (14 октября).
Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или Войдите
http://artsgtu.narod.ru/pr_yablochnspas.html
Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #78 : 07 Августа 2013, 17:54:11 »

           Спожинки  -  7 августа



Спожинки (Госпожинки) – праздник, знаменующий окончание Жатвы, собранного Урожая (последний сноп оставляется в поле Велесу «на бородку»).
К середине августа на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника — Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось нашими древними предками по всей Европе. Славянские народности сначала отмечали Зажинки (начало сбора урожая, День первого снопа). Более пышно отмечали Дожинки — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который выпадал на 7 число последнего летнего месяца — примерно середина августа по современному календарю. По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду Велесу»:
«Уж мы вьем, вьем бороду
У Велеса на поле...
 Завиваем бороду
У Велеса да на широком...
На ниве великой,
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной...
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!».

 Это Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать венки на полях страдных, и ставить снопы в жилище, и чтить Его как Отца божьего. В этот день освещают мед, яблоки и зерно. После зачина начинается веселый пир.
 По славянским традициям к праздничному столу подавали кашу, пиво и много разных пирогов. Пироги начиняли зайчатиной и бараниной, рыбой с лапшой и даже кашей. Единственным, что запрещено было подавать на стол во время Спожинок, была говядина.

           
Символы праздника – овёс, лубок с зерном и домашний хлеб

На праздничном столе  должен стоять главный символ Спожинок – священный Сноп.
В славянской жатвенной обрядности Сноп (первый, либо, наоборот, последний) – изображение Божества плодородия или полевого духа-хранителя (полевика).
Русский этнограф А.Н. Афанасьев приводит такое объяснение обычая почитать Сноп: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житным духам славяне дают названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень. В летнюю половину года они обитают на нивах. Когда хлеб поспеет, и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые ещё остаются на корню; вместе с последними срезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем — дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почётном месте, под образами. Верят, что пребывание её (куклы) в доме приносит хозяину, его семье и житницам Божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда её обмолачивают и добытыми из неё зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, заключённый в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах».

Согласно сведений Афанасьева, снопу придавали человекоподобную форму («наряжают куклою»), то есть вместилище духа одновременно было его священным изображением (что вполне логично).

 Источник: Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или Войдите
http://www.calend.ru/holidays/0/0/1812/
Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #79 : 20 Августа 2013, 16:25:03 »

        День Стрибога - 21 августа   (по новому стилю)    


Стрибог (древне-русское Стрибогъ) — в восточнославянской мифологии бог ветра, родившийся из дыхания Рода.
Имя его восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».  
 Славяне отмечают день Стрибога 21 августа.  
 Будучи повелителем ветра, Стрибог может вызвать или напротив прекратить бурю, или любое другое природное явление,
связанное с ветром. Стрибог вместе с Перуном повелевает также громом и молнией. Они - братья.  
 Стрибог постоянно живет в Окияне-море на острове Буяне и ежедневно создает 77 ветров, которые раздувает во все стороны света.
Ветры те могут реки высушить и сокрушить леса темные. Также в древнерусских текстах имя Стрибога постоянно сочетается с именем Дажьбога.  
 Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда были явлением таинственным и несколько пугающим. Славяне заклинали смерчи, призывали на помощь Перуна, бросали в них ножи, камни, били палками. Все ветры, тихие ли, сильные ли, ласковые ли — все они дети и внуки Стрибога.
Имена их: Посвист, Сиверко, Подага, Полуденник и Полуночник.  
 С другой стороны, у славян известна концепция ветра как души (духа). Жертвуют обычно лоскуты, ленты, крупу, зерно, муку, кашу, хлеб, разбрасывая куски по ветру в поле, и вымаливая у него угодных для урожая ветров.

Также в этот праздник вокруг своего жилища разбрасывали корки хлеба на четыре стороны, а затем, с самого высокого места бросали на ветер муку.
 В День Стрибога категорично запрещалось"бросать слова на ветер".

Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или Войдите
http://supercook.ru/slav/slov-mif-08.html


            
         Стрибог
 Едины в нем стремительность и ярость:
 Он вечно юн, он всюду впереди -
 Летит, струится, в клочья рвет, как парус,
 Рубаху на распахнутой груди…

 Он не смолкал на поле лютой брани,
 Когда, смыкаясь заново в строю,
 Стрибожьи внуки — гордые славяне
 Шли умирать за Родину свою!

 Он не стихал, когда в часы разлуки
 Стихи любимой посвящал поэт…
 Он и сейчас опять колышет звуки
 Из чащ лесных летящие на свет.

       Эльдар Алихасович Ахадов
Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #80 : 21 Августа 2013, 16:57:14 »

Славяне почитали своих богов. Одним из них был бог  Велес, который имел свое воинство. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу — главе небесных воинств.

Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри и  духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес — стали лешими, кто в воду — водяными, кто в поле — полевыми, а кто в дом — домовыми.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть.

Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. 

Домовой  представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.

Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. А уже непосредственно за порогом избы "свой" мир становиться все более чужим и враждебным.

Дворовый  - хозяин двора - считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой.
Овинник - хозяин овина - еще менее доброжелателен. Это уже другой домовой, который отвечает в хозяйстве за овин.   Страшен он, так как имеет власть над огненной стихией. В овине хлеб, солома сушится, и печка есть. Чуть что не так, взвоет в диком танце пламя, погибнет урожай. Свой-то домовой вреда не причинит, но, по повериям, пожары случаются по вине чужого овинника, который по наветам беду хозяевам приносит. Задача своего овинника-домового было и есть чужаку помешать и не как-нибудь, а при помощи огненных головешек. В образе овинника-защитника выступает всегда черный кот.
 С чародейством и магией связана и окраска кошки. Белая масть означает связь с зарею, черная – с ночью. Вообще черной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы. Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого все, что мохнатое, языческое, – ассоциируется с чертом. У славян-язычников такого рокового отношения к черной кошке нет.

 Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен. По этой причине верующие люди считают баню - символ, казалось бы, чистоты - "нечистой". В древности слово "нечистый" означало вовсе не что-то греховное, дурное, а просто менее священное, более доступное действию злых сил.

О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердится. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи!.."

Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля и пастбища, новые угодья, конечно немедленно обзавелись своими собственными "малыми" божествами -Полевиками.
Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, почти донага раздевшиеся и несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как  бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее тоже почти обнаженными, стараясь передать Земле часть своей детородной силы.

Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок -  Полевик  исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это  Полудица.  Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой. Полудицы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом.

За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища  до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его хозяином - Лешим .  "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух".

Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем.

Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.

Есть такое выражение в русском языке "венчаться возле ракитового куста". Оно означает гражданский, т.е. не оформленный официально брак между мужчиной и женщиной. Так русский язык сохранил воспоминание о древнейших языческих браках, заключавшихся у воды, возле священных деревьев - ракит. Вода, как одна из Священных стихий, считалась свидетелем нерушимой клятвы.

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.

Итак, вода - как и другие природные сути - была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с нею на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв. Могла смыть деревню, поставленную "без спросу " у Водяного - мы бы сказали теперь, без знания местной гидрологии. Вот почему  Водяной часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях выглядит опаснее Лешего.

Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или Войдите
http://newciv.relarn.ru/work/2-09/kapishe/volxv.htm

Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или Войдите
http://fanparty.ru/fanclubs/slavyanin/tribune/47964
Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #81 : 02 Сентября 2013, 06:24:07 »

           День памяти князя Олега - 2 сентября

                                          Как ныне сбирается вещий Олег
                                                                                           Отмстить неразумным хозарам:
Картина В.М. Васнецова «Вещий Олег»                                     Их села и нивы за буйный набег
                                                                                           Обрек он мечам и пожарам;
                                                                                           С дружиной своей, в цареградской броне,
                                                                                           Князь по полю едет на верном коне.
                                                                                                             А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
   2 сентября 911 года князь Олег после успешного похода на Константинополь заключил договор с Византией.
Летопись рассказывает, как «иде Олег на Грекы», взяв с собой союзников – «множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы» - и «на конях и на кораблях приде к Царюграду». Когда греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить ладьи на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора известно, что в походе участвовало 2000 ладей, «а в корабле по 40 мужь».

Договор устанавливал дружественные отношения Византии и Киевской Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования,
создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право.
Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении.

 Также по условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. И еще допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии.

 Договоры Руси с Византией - первые известные международные договоры Древней Руси, основные из них были заключены в 911, 944, 971 годах. Сохранились только древнерусские тексты договоров, переведённые с греческого языка на старославянский, и дошедшие в составе «Повести временных лет», куда были включены в начале 12 века.

 Источник: Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или Войдите
http://www.calend.ru/event/4288/

Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #82 : 20 Сентября 2013, 17:45:11 »

             День Сварога     21 сентября  (по новому стилю)

                              

 Наступил праздник Небесного Кузнеца — Сварога. К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги
(прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает.  
 Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла.  
 Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев.
С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву.  
 Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку,
при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.  
 Братчиной (другие названия — канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины,
устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян.  
 В основе братчины лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.

Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или Войдите
http://www.calend.ru/holidays/0/0/1596/
Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #83 : 26 Сентября 2013, 17:19:49 »

27 сентября - Родогощь



Родогощь - славянский праздник, отмечаемый 27 сентября. В старину к этому дню пекли огромный медовый пирог, за который после зачина прятался жрец и спрашивал, видят ли его присутствующие. Если собравшиеся люди отвечали, что видят, то жрец произносил пожелание: в следующем году собрать более богатый урожай и испечь ещё больший пирог.

Согласно славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави. В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами предков в Ирий. Православные христиане отмечали 24 вересеня/сентября Фёклу Заревницу, прозванную так в народе из-за палов сухой травы на полях. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб («замолотки»), зажигали огонь в овинах (так называемые Именины Овина, во время которых прославлялся Огонь Сварожич (зимой почитают хладный Хорсов Огонь, весной почитают жаркий и ярый Ярилин Огонь, летом — Даждьбожий, а осенью — огонь земной, коему покровительствует Огонь Сварожич). Говорили: «На Заревницу хозяину — хлеба ворошок, а молотильщикам — каши горшок». Примечали: «С Заревницы— зори становятся багряными», а день быстро идёт на убыль — «убегает лошадиным скоком».

 На зачине совершали гадания на следующий год. После чего начинался пир. В этот день было принято разыгрывать сказку о богатыре и подземном царстве, которая была призвана напомнить о наступлении зимы. Вечером по традиции разжигают огонь и прыгают через него, совершая обряд очищения. Праздник Родогощь заканчивается многолюдными игрищами.

Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или Войдите
http://www.sunhome.ru/holiday/1199


Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #84 : 26 Сентября 2013, 17:22:46 »

Согласно славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави.
 


        Сварга
Помимо того, что Сварга - синоним  Ирия (Вырия) (ведический рай); "Сварга" - это также и Звездное Небо, именуемое Колесом  Сварога. Сложно устройство этого Колеса: оно укреплено у Полярной звезды или Седава-звезды, на Стожаре-Стлязи - небесной оси. Оно проворачивается вокруг Стожара за одни сутки и делает оборот за год. Самое же медленное, ведомое только мудрецам вращение, длится около 27-ми тысяч лет - это "один космический год" (астролог.терм.): период, за который ось Земли совершает оборот по конусу. И приводит это вращение к тому, что медленно "плывут" зодиакальные созвездия (в частности, нынешняя Полярная звезда не всегда была именно "полярной" и не всегда ею будет оставаться). Период в 27 тысяч лет - это время именуют Сутками Сварога. Они делятся на двенадцать зодиакальных эпох, каждая из которых продолжается чуть более двух тысяч лет.

 Солнце движется по поясу солнопутья и переходит за одну зодиакальную эпоху из одного знака зодиака в другой. Ныне мы живем в лютую эпоху Рыб, но вот уже скоро близится эпоха Водолея. Вычисляет продолжительность эпох и длительность Дней Сварога бог времени и звездочетов - Числобог. Медленно вращается Колесо Сварги. Его движет сам  Перун Сварожич.  Числобог говорит ему числа, а Перун следит за вращением Звездных Колес. Переходят стрелки Космических Часов из одного знака зодиака к другому. И в новом знаке, в новую зодиакальную эпоху, силы Космоса проявляют себя согласно Закону, данному Сварогом.
Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или Войдите
http://pagan.ru/slowar/s/swarga2.php


            Сварга

Двадцать семь тысяч раз над землей небо звезды раскинет, -
 И земля завершит по созвездиям замкнутый круг,
 И владыка Перун ось небесную медленно вынет
 Из Полярной звезды, колеса не роняя из рук…

Сварга — звездное небо, которое движется вечно,
 Колесо, что, вращаясь, законы Вселенной вершит,
 Где великая жизнь, повторяется в нас бесконечно
 И рождается вновь, и, бессмертная, тленья бежит!

         Эльдар Алихасович Ахадов
Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #85 : 13 Октября 2013, 14:53:56 »

                           14 октября
               День зимы     Покров   


На Покров выпадает первый снег

Описание Славянских Праздников
14 октября отмечается Покров - Сварог кроет Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небеса
В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко.
Само название народные верования связывали с первым инеем, который "покрывал" землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи.

В этот день Домовой спать укладывается и в связи с этим, был связан ритуал "Запекания углов". Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные "блинцы" блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.

В этот день девушки просили Ладу о замужестве (во время христианства стали просить Богородицу.)
И именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки.

Покров - с введением христианства этот праздник отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата.
Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или Войдите
http://rustyle.kurortkmv.ru/calendar/yc_o14.shtml
Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #86 : 16 Октября 2013, 16:31:59 »

             17 октября       Ерофеев день
             Проводы Лешего

17 октября отмечаются Проводы Лешего - прощание с Лесным Хозяином до будущей весны и благодарение за все его дары, собранные в лесу за лето. Леший - олицетворённая душа леса. Когда приходит зима, Леший и подвластный ему лес засыпают.

Перед этим они (лешие) учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и наконец проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет, оттает весной, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде. Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, лесной народ не прочь над ним посмеяться, а пользоваться его именем как ругательным словом вся крещеная Русь считает первым удовольствием («Иди к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т.п.).

Лешие не столько вредят людям, сколько проказничают и шутят, и в этом случае вполне уподобляются своим родичам - домовым. Проказничают  они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они не свой брат крещеный человек. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека: всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.
 Однако во всех таких приключениях леший все-таки не ведет людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол. Притом от проказ лешего можно легко отчураться, конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приемов, которым учат с малолетства, по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой же колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем в таком виде надеть на себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку.

Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или Войдите
http://godsbay.ru/slavs/leshiy.html
Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #87 : 16 Октября 2013, 17:10:10 »

           Леший
То он всех деревьев выше,
 То он ниже всех кустов,
 То он дальше, то он ближе –
 Мчится вихрем без следов:

 Шапки нет, неподпоясан,
 Волос серый сзелена…
 В нём по сказкам и рассказам
 Сила дивная видна.

 Вот глаза его зелёным
 В чаще светятся лесной
 Вот он духом окрылённым
 Всюду носится весной…

 Будь ты конный, будь ты пеший,
 Будь ты хоть никем не зван:
 Всех в лесу приветит Леший –
 Одноухий хитрован!

Эльдар Алихасович Ахадов
Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Марийка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 556


« Ответ #88 : 16 Октября 2013, 18:41:05 »

Разновидность  МУЭС!
Записан
Бриг
Член клуба ММ
Ветеран
***
Offline Offline

Сообщений: 2390



« Ответ #89 : 16 Октября 2013, 19:26:13 »

Разновидность  МУЭС!

Ни в коем случае!
Записан

... И пусть паруса Многомерной
  Над Вашей шумят головой...
Страниц: 1 ... 4 5 [6] 7
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines
TinyPortal v0.9.8 © Bloc
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Рейтинг@Mail.ru