Форум издательства АНС
24 Ноября 2024, 01:05:55
Добро пожаловать,
Гость
. Пожалуйста,
войдите
или
зарегистрируйтесь
.
1 час
1 день
1 неделя
1 месяц
Навсегда
Войти
Начало
Помощь
Поиск
Войти
Регистрация
Сайт АНС
Форум издательства АНС
>
Народная медицина и другие средства и методы лечения.
>
Эмоциональная диагностика
(Модератор:
Pavel.Y
) >
Эмоции и их роль в жизни человека и его души
Страниц:
1
...
5
6
[
7
]
8
9
...
14
« предыдущая тема
следующая тема »
Печать
Автор
Тема: Эмоции и их роль в жизни человека и его души (Прочитано 145251 раз)
0 Пользователей и 12 Гостей смотрят эту тему.
Гарик
Offline
Сообщений: 36
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #90 :
02 Июля 2011, 22:02:16 »
Цитата: Pavel.Y от 02 Июля 2011, 21:32:23
Возможно, всё так и есть, но если заниматься подобными вещами, то рано или поздно создашь себе карму со всеми вытекающими последствиями.
Pavel.Y .Это просто информация.
Записан
Гарик
Offline
Сообщений: 36
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #91 :
02 Июля 2011, 22:09:56 »
Эмоции и чувства.
Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности — искусство — непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.
Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом, как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др.
Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций, с одной стороны, нашими потребностями, с другой— особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.
Таким образом, эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций.
Говоря о переживаниях человека, как правило, применяют два термина— «чувства» и «эмоции». В обыденной речи понятия «чувства» и «эмоции» практически не различаются. Некоторые психологи также склонны к их отождествлению. В то же время существует точка зрения, согласно которой чувства и эмоции — различные и во многом противоположные по отношению друг к другу субъективные состояния. Так, например, швейцарский психолог Э.Клапаред писал: «Чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются».
Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут оставаться на всю жизнь. Например, можно получить удовольствие (удовлетворение) от выполненного задания, т. е. испытать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, иметь к ней положительное отношение, то есть испытывать чувство удовлетворенности.
Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости оттого, в какой ситуации находится объект их выражения. Например, мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к нему в разных ситуациях разные эмоции: она может злиться на него, испытывать гордость за него, нежность к нему и т.д. Данный пример показывает, что:
во-первых, эмоции и чувства — это не одно и то же;
во-вторых, нет прямого соответствия между чувствами и эмоциями: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.
Доказательством нетождественности эмоций и чувств является более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.
Возникновение и проявление эмоций и чувств связаны со сложной комплексной работой коры и подкорковых структур головного мозга, а также вегетативной нервной системы. Эмоциональные проявления определяются комплексом мозговых структур, входящих в так называемую лимбическую систему мозга, которая связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией, расположенной в стволовых образованиях мозга и обеспечивающей энергетическую регуляцию деятельности коры. Исследователи обнаружили в подкорковых структурах, в гипоталамусе, особые образования, которые были названы центрами удовольствия, страдания, агрессии и успокоения.
Сложная деятельность корковых и подкорковых отделов мозга обеспечивает многоуровневость и многокомпонентность эмоциональных реакций.
Физиологические компоненты эмоционального реагирования:
вегетативно-соматические реакции, сопровождающие эмоциональные состояния. Отмечаются такие изменения, как расширение периферических сосудов и ускорение пульса в состоянии гнева, и наоборот, сужение сосудов, замедление и ослабление пульса при переживании страха. Эмоциональные состояния сопровождаются изменениями темпа и ритма дыхания, размера зрачков, уровня кровяного давления, секреторной и моторной динамики желудочно-кишечного тракта, потоотделения, кожно-электрическими и электроэнцефалографическими изменениями. Связь эмоций с соматовегетативными реакциями была замечена очень давно и с тех времен широко используется с целью диагностики эмоционального состояния человека. Так, например, на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемых с помощью полиграфа («детектора лжи»);
биохимические изменения. Вегетативная нервная система осуществляет регуляцию биохимической динамики организма двумя в значительной степени различными, но взаимосвязанными компонентами — симпатическим и парасимпатическим. Деятельность симпатической нервной системы связана с выделением адреналиноподобных веществ. Симпатический нерв вызывает расширение зрачка, учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, торможение деятельности кишечника, увеличение содержания сахара в крови, повышение мышечной работоспособности, усиление обмена веществ. Парасимпатический эффект, вызываемый другим веществом - ацетилхолином, характеризуется сужением зрачков, расширением сосудов, замедлением пульса и усилением перистальтики и секреции желудка, выделением обильного горячего пота, ослаблением обмена веществ. Экспериментальные исследования показывают, что в состоянии страха возрастает концентрация адреналина при незначительном изменении норадреналина, в состоянии гневного раздражения или тревоги резко возрастает количество и адреналина, и норадреналина, астенические эмоции (грусть, тоска) сопровождаются отчетливым снижением того и другого.
Экспрессивные компоненты эмоционального реагирования:
выразительные движения всего тела — пантомимика. Пантомимические изменения в походке, осанке, жестах обычно возникают непроизвольно, как внешние проявления общего эмоционального состояния человека. Наиболее важным компонентом пантомимики является жест — выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на иллюстративные, поясняющие и выделяющие какую-либо мысль, и выразительные, выявляющие эмоциональное состояние человека. Некоторые виды.жестов в процессе общественно-исторической практики человека приобрели определенное символическое значение. Например, сложенные в кольцо большой и указательный палец — жест «0'кей» — означает «все хорошо»; он понимается и применяется представителями разных культур;
движения лицевых мышц — мимика. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача. П.Экман и К.Изард описали мимические признаки базовых эмоций, выделив три зоны лица: область лба и бровей, область глаз и нижнюю часть лица. Так, например, в соответствии с их описанием в мимике страха брови подняты и сдвинуты, морщины только в центре лба; верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты и напряжены; рот раскрыт, губы растянуты. Мимические проявления эмоций представляют собой синтез непроизвольных и произвольных способов реагирования, в большой степени, зависящие от особенностей культуры, в которой воспитывается человек;
вокализация: тембр голоса и интонация, звуковые средства экспрессии. Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач. Смех является выразителем нескольких эмоций, в разных ситуациях он имеет неоднозначные оттенки и смысл.
В повседневной жизни именно благодаря экспрессивным компонентам эмоционального реагирования мы, как правило, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.
В психологии существует несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции. Еще в опубликованной в 1872 г. книге «Выражение эмоций у человека и животных» Ч.Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций. Сравнивая эмоциональные проявления у людей и животных, он сделал вывод о том, что выразительные движения человека, связанные с эмоциями, являются эволюционно значимыми и представляют собой рудементы (остатки) ранее целесообразных реакций, выработанных в ходе борьбы за существование.
Американский психолог У.Джемс и датский анатом К.Г.Ланге выдвинули периферическую теорию эмоции, основанную на парадоксальной идее о том, что эмоции есть результат физиологических изменений в различных системах. По их утверждению, мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся. Смысл этой фразы заключается в том, что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции, — например, изображение гнева приводит к тому, что человек начинает действительно переживать это чувство.
Несмотря на то, что нельзя отрицать наличие условно-рефлекторной связи между переживанием эмоции и ее внешним и внутренним проявлением, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям в организме. Доказательством этому служат эксперименты, в которых были блокированы все физиологические проявления, и тем не менее субъективные переживания сохранились. Физиологические сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление — например, для мобилизации резервных возможностей организма при столкновении с опасностью и порождаемом ею страхе. У.Кеннон и Ф.Бард одними из первых показали ограниченность теории Джемса — Ланге, предложив свою теорию эмоций, которая была названа таламической. Согласно этой теории, вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций. Основным мозговым субстратом эмоций является таламус, связанный и с корой больших полушарий, и с вегетативной нервной системой.
П.К.Анохин рассматривал эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. С его точки зрения, эмоции важны для закрепления и стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции уберегают от повторного совершения ошибок.
Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П.В.Симонов. Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходимой для достижения цели. В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоковероятных событий, т.е. на то, что чаще встречалось в прошлом. Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций: оказавшись у цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений, человек может не испытывать ни радости, ни торжества. Однако в неясных ситуациях, при отсутствии точных сведений для организации поведения по удовлетворению потребности, необходима другая тактика реагирования на сигналы. При недостатке сведений, необходимых для достижения цели, по мнению П.В.Симонова, возникают отрицательные эмоции. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты.
Эмоции способствуют повышению чувствительности анализаторов, что в свою очередь приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.
Вышеперечисленные теории эмоций объясняют лишь отдельные случаи их возникновения. Это подтверждает мысль о принципиальной невозможности объяснить механизм такого сложного явления, как эмоции, с позиции одной теории.
9.2.Функции, виды и формы эмоций.
Значимость эмоций в жизни человека выражается в их функциях. В психологии Принято выделять ряд функций.
Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.
Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С.Л.Рубинштейна, «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».
Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Эмоции радости, уверенности в успехе придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе. Д.Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности. Из нее явствует, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата деятельности нежелательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмоциональные возбуждения. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой. Для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Он зависит от многих факторов: особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в нее человека и многого др.
Регулирующая функция. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции придают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно.
Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р.Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.
Смыслообразование. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива. Так, например, А.Н.Леонтьев писал: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее, может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается, но вот наступает минута, когда человек, как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например, что это его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал, и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя».
Защитная функция. Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.
Экспрессивная функция. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.
Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. По степени активации немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний: стенические эмоции — переживания, повышающие активность личности, и астенические — переживания, снижающие активность личности. Эмоции могут быть приятными и неприятными, положительными и отрицательными. Можно различать эмоции по их интенсивности, длительности, степени осознанности причин, их вызвавших.
В зависимости от модальности, качества переживаний К.Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К.Изард относит к положительным, остальные семь— к отрицательным.
Интерес-возбуждение — чувство захваченности, любопытства, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес является единственной мотивацией, которая может поддерживать осуществление повседневной, привычной, рутинной работы. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.
Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость— это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.
Удивление является преходящей эмоцией: оно быстро наступает и столь же быстро проходит. В отличие от других эмоций удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.
Страдание представляет собой наиболее распространенную отрицательную эмоцию. Оно обычно является доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, чувство изоляции. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо, и побуждает человека предпринять определенные действия: сделать что-то для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной. Самой тяжелой формой страдания является горе. Его источником выступает утрата. Наиболее глубокое горе возникает, например, при потере любимого человека. Состояние горя каждый человек переживает очень тяжело.
Гнев— сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева— личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.
Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. Оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение — это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности: человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.
Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Он сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко — ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе.
Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства неправоты по отношению к другим или самому себе.
Формы проявления эмоций также весьма разнообразны и могут быть представлены в следующей классификации.
Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние сопровождается существенным снижением возможности сознательного контроля субъекта за своими действиями. Аффект развивается при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве. Сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. Аффективные проявления положительных эмоций — восторг, воодушевление, безудержное веселье; отрицательных — ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.
Собственно эмоции — более длительные и менее интенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям.
Чувство — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций — становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалентность чувств.
Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, «захваченность» ими. В регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности. В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными, нереализованными.
В содержании доминирующих чувств человека проявляются мировоззренческие установки, т.е. важнейшие характеристики его личности. Наиболее распространенная классификация чувств выделяет нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Выделение видов осуществлено в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств. Чувства данных видов называют высшими, в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.
Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям. Родине, семье, самому себе. К этим чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, справедливость, достоинство и т.д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Этические чувства регулируют поведение человека. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания, в основе которых лежат грех и боязнь отчуждения человека от других, предательство своего достоинства, называют «муками совести».
Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, содействующей глубокому проникновению в тайны бытия.
Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк — от чувства наслаждения и восторга до отвращения.
Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира.
Настроение — устойчиво и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни. Настроение характеризуется положительным эмоциональным тоном (веселое, жизнерадостное, повышенное, эйфория) и отрицательным (грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия). Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается во всех его проявлениях. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то, представление о чем-то имеет положительную окраску.
Страсть — сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Она выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, в направленности их на единую цель. Страсть захватывает всего человека, она может быть пагубной, а может быть великой. То, что не связано с доминирующей страстью, представляется человеку второстепенным.
Стресс возникает в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Первоначально понятие стресса (от англ. stress — давление, напряжение) возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма («общего адаптационного синдрома», физиологического стресса) в ответ на любое неблагоприятное воздействие среды. Позднее оно стало использоваться и для описания эмоционально-психических состояний человека в экстремальных условиях — психологический стресс. Последний иногда еще подразделяют на стресс эмоциональный (в ситуациях угрозы, обиды, опасности) и информационный (при информационных перегрузках).
Стрессовые состояния — это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. Слабые воздействия не приводят к стрессу, так как он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности.
Основатель учения о стрессе Г.Селье выделил три стадии развития стресса:
«реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма;
стадию сопротивления— полную адаптацию к стрессу;
стадию истощения, возникающую в случае, если стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время.
Стресс является не простым нервным напряжением, а комплексной приспособительной реакцией всего организма. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Иногда различают понятия стресса и дистресса. Если умеренный стресс не является вредным, помогает осуществлять приспособительные реакции, то дистресс есть результат чрезмерного стресса, наступающий при исчерпании адаптационных резервов и оказывающий деструктивное действие на организм.
Типичными тяжелыми стрессорами являются боевые действия, природные и транспортные катастрофы, несчастный случай, присутствие при насильственной смерти других, разбойное нападение, пытки, изнасилование, пожар. Болезненные психические реакции на воздействие тяжелых стрессоров называются посттравматическими стрессовыми расстройствами.
Следует отметить, что стрессогенные раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Некоторые реальные, но неопасные раздражители могут иметь стрессогенное значение в силу неадекватной интерпретации с приписыванием им угрожающих свойств. Отсюда понятно, что большей частью стресс в жизни человека инициируется и продуцируется им самим. Все зависит от того, как он реагирует на свое окружение и социально значимые стимулы.
Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов»). Фрустрационное состояние возникает при объективных или субъективных трудностях, испытываемых человеком на на пути к цели. Фрустрация сопровождается гаммой отрицательных эмоций (озлобленностью, подавленностью, агрессией), которые в состоянии дезорганизовать поведение и сознание человека.
9.3.Эмоциональные свойства личности.
Характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у человека, являются его эмоциональными свойствами и определяют его эмоциональность. В обыденном, житейском смысле эмоциональность понимается в двух значениях. Во-первых, эмоциональным называют человека, бурно реагирующего на обстоятельства: вспыльчивого, необузданного или восторженного, жизнерадостного. Во-вторых, так говорят о человеке впечатлительном, тонко чувствующем, легко ранимом.
Эмоциональность трактуется как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: ее мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т.п. Качественные характеристики эмоциональности описывают отношение индивида к явлениям действительности. Они выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.
На вопрос о том, является ли эмоциональность врожденным или приобретенным свойством, нельзя ответить однозначно. Еще И.П.Павлов считал, что различия в эмоциональности животных или людей зависят от типа нервной системы и влияний, испытывавшихся с момента рождения.
Большинство психологов выражают согласие с тем, что эмоциональность следует рассматривать в качестве одной из центральных составляющих темперамента, и таким образом подтверждают мысль о том, что эмоциональность в некоторой степени определяется наследственными, врожденными, генетически закрепленными предпосылками.
Эмоциональность имеет сложную структуру. К ее основным компонентам относятся:
эмоциональная возбудимость, под которой понимают готовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия. Возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражимость. К эмоциональной возбудимости близка эмоциональная отзывчивость, восприимчивость. Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в легком, быстром и гибком эмоциональном реагировании на различные воздействия — социальные события, общение, окружающих людей;
сила эмоций. Функция этого свойства — энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. Некоторые люди могут испытывать чувства такой силы и интенсивности, на которые другие оказываются неспособными;
эмоциональная устойчивость — сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений, терпеливость, ведущие к стабильности деятельности. Эмоциональную устойчивость субъекта определяют два фактора:
время появления эмоционального состояния при длительном или постоянном действии эмоциогенного фактора — чем позднее появляются эмоции, тем выше устойчивость;
сила эмоциогенного воздействия — чем больше должна быть сила воздействия, тем выше эмоциональная устойчивость;
эмоциональная лабильность — подвижность эмоций, благодаря которой человек быстро реагирует на смену ситуаций и обстоятельств, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие. Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнить отношения с окружающими, так как личность проявляет себя как импульсивная, реактивная, плохо управляющая собой и своими состояниями. Лабильности противопоставляется эмоциональная ригидность, которая характеризуется «вязкостью» эмоций, их стабильностью, трудностью переключения с одних эмоций на другие. Даже в случае изменения эмоциогенных ситуаций и обстоятельств человек продолжает переживать вызванные ими эмоции;
тревожность — эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревога определяется как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на реальную опасность тревога есть Сознаваемое эмоциональное состояние без конкретного содержания, переживание неопределенной, диффузной, безобъектной угрозы. Стимулы или условия, порождающие тревогу, индивиду неизвестны. В состоянии тревоги интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности.
Тревогу обычно подразделяют на реактивную (тревогу как состояние) и личностную тревожность. Тревога как состояние — это неприятное эмоциональное состояние, которое характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Тревожность как черта личности — это склонность индивида испытывать состояние тревоги.
Общая эмоциональная направленность личности, проявляющаяся в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми, обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.
9.4.Волевая регуляция деятельности.
В повседневной жизни обычно не бывает затруднений в определении явлений, которые относятся к проявлениям воли. К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется целый ряд свойств личности, которые традиционно обозначаются как волевые: настойчивость, выдержка, целеустремленность, терпение и др.
В научной психологии подобной ясности нет, понятие воли является одним из наиболее сложных в психологической науке. Более того, проблема воли часто вовсе отрицается — вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желаниями и целями человека. В рамках мотивационного подхода воля рассматривается как способность к инициации действия или усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие внешних и (или) внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию либо при наличии конкурирующих с выполняемым действием мотивов.
Воля трактуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Сложность научного осмысления воли объясняется тем, что она тесно связана с предельно сложным психологическим явлением — сознанием — и выступает одним из его важнейших атрибутов. Будучи тесно связанным, также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.
В самом общем виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Волевые процессы обеспечивают выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной.
Первая — побудительная — непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий. Воля представляет собой особую форму активности человека. В отличие от реактивности, когда действие возникает в ответ на внешнюю ситуацию (человека окликнули — он оборачивается), волевая активность порождает действие исходя из внутреннего состояния субъекта, его желаний и целей.
Поведение, представляющее собой совокупность реактивно-импульсивных ответов на стимулы окружающей среды, в психологии называют полевым. Полевое поведение можно наблюдать у детей раннего возраста, а также при некоторых нарушениях психической деятельности взрослых. В отличие от непреднамеренного полевого поведения собственная активность личности произвольна и целенаправленна. Она надситуативна, т.е. выходит за пределы заданного наличной ситуацией, связана с постановкой целей, избыточных по отношению к исходной задаче.
Вторая функция волевых процессов — тормозная — состоит в сдерживании мотивов и желаний, несогласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности. В своем единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.
Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его осуществить, составление плана осуществления. Таким образом, структуру сложного волевого акта образуют следующие основные этапы:
возникновение мотивов деятельности;
борьба мотивов;
решение о действии;
исполнение принятого решения.
Нередко 1-й, 2-й и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, 4-й этап является при этом исполнительным звеном.
Мотивирование есть актуализация побуждения с осознанием и постановкой цели, на достижение которой направляется данное действие. Целью при этом является желаемый или предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намерен удовлетворить ту или иную потребность.
Ситуация борьбы мотивов как конкретных побудителей действия (одно желание противопоставляется другому, сталкивается с ним) может требовать от человека овладения своим поведением, заставляет приложить соответствующие усилия для ее осмысливания. Борьба мотивов тем сильнее, чем более весомы противоборствующие мотивы, чем более равными по своей силе и значимости они являются для человека.
Возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Этап борьбы мотивов и выбора путей достижения цели является центральным в сложном волевом акте. Оценив ситуацию, взвесив различные мотивы и возможные последствия своих действий, человек принимает решение. При этом он ставит перед собой конкретную задачу и составляет план действия. Этот этап характеризуется спадом внутреннего напряжения, которое сопровождало борьбу мотивов. Волевое действие заканчивается исполнением принятого решения.
Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его исполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели также сопряжено с преодолением препятствий. Продолжительность каждого из этапов в разных случаях различна, и четких переходов между ними не существует.
В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, иногда приобретающим стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом, является очень характерной особенностью волевого акта.
Следует отметить, что понятие «волевая регуляция деятельности и поведения» используется в психологии в двух основных значениях. В первом (широком) значении данным понятием, по существу, охватывается произвольная регуляция в целом. В этом случае под ним понимается высший, т.е. произвольно контролируемый, осознаваемый уровень регуляции поведения и деятельности. Во втором (узком) значении волевая регуляция деятельности и поведения ограничивается специфическими формами организации и регуляции поведения и деятельности в сложных, часто критических условиях.
В волевых действиях личность и ее психические процессы проявляются, формируются и развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли — генетическую. Она способствует повышению уровня осознаваемости и организованности других психических процессов, а также формированию так называемых волевых свойств личности: самостоятельности, решительности, настойчивости, самообладания, целеустремленности и др.
9.5.Волевые свойства личности.
В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых. В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:
целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, целевая направленность принимаемых решений и их исполнения;
решительность— волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения. Решительность необходима особенно в сложных ситуациях, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность;
смелость — способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия;
настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели. От настойчивости следует отличать упрямство, где признается лишь собственное мнение, хотя оно может быть и ошибочным;
выдержка (самообладание) — волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противопоставляется импульсивности— склонности действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков;
мужество — сложное волевое свойство личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе. Это не кратковременное состояние, а длительное систематическое преодоление внутренних и внешних трудностей при решении больших и сложных жизненно важных задач;
инициативность — волевое свойство, благодаря которому человек действует творчески, это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека;
самостоятельность — волевое свойство, проявляющееся в умении самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения. Противоположное качество — внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им;
дисциплинированность — это волевое свойство личности, заключающееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам.
Записан
Pavel.Y
Модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1433
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #92 :
03 Июля 2011, 07:43:52 »
Цитата: Гарик от 02 Июля 2011, 22:02:16
Pavel.Y .Это просто информация.
Во-первых, мои слова о карме, это тоже просто мысли вслух.
Во-вторых, информация, которую озвучивает человек, характеризует его интересы ...
Записан
Pavel.Y
Модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1433
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #93 :
03 Июля 2011, 08:01:13 »
Цитата: Гарик от 02 Июля 2011, 22:09:56
Эмоции и чувства....
И что со всем этим надо делать?
Записан
Гарик
Offline
Сообщений: 36
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #94 :
03 Июля 2011, 08:11:46 »
Главный секрет поведения людей
Только находясь на одном уровне с собеседником, можно прорвать изоляцию. В этом случае разговор становится проникновенным и задушевным.
Вам будет легко общаться с людьми, если вы узнаете главный секрет:
Все, что человек делает, он делает ради одного — чтобы испытать какие-то чувства.
И в этом люди очень мало отличаются друг от друга. От дворника до президента все люди одинаково хотят испытать чувства. Отличаются они только тем, что у президента больше механических приспособлений для генерации чувств. Бронированный автомобиль, самолет номер один, чемоданчик с ядерной кнопкой — все эти штучки служат для генерации чувства своей неповторимости и исключительности.
Прилетел в страну — а у трапа самолета встречает группа бравых ребят с ружьями. Как же! К нам приехал президент!
Но неизвестно, что лучше. Может быть, если у трапа самолета вас встречает самая лучшая на свете девушка, то это дает гораздо большее чувство исключительности? Ведь она любит исключительно вас, а почетный караул — кого прикажут.
А плотный туман над рекой, тишина, свежий воздух и удочка в руках дают больше спокойствия, чем нервно бегающие вокруг телохранители.
Поэтому громкие звания, большие чины, толстые пачки денег — это не более чем резиновая женщина. Хороша, если только нет настоящей.
А вот упругость тела, любящий взгляд, нежное прикосновение — это настоящая валюта, которая никогда не обесценится.
Настоящие чувства люди ценят больше, чем что-либо другое в жизни.
Да, у людей разные интересы, но сходные чувства. Один навешивает железные блины на стальной стержень и вздымает эту тяжелую байду над головой. А другой натягивает перчатки и превращает лицо противника в кровавую кашу. У них разные цели и разная жизнь.
Казалось бы, им не о чем говорить. Нет, есть. Оба понимают чувство победы. И оба понимают, что значит стоять на пьедестале, хотя один стоит с дрожащими коленями, а другой с подбитым глазом.
Записан
Ана
Старожил
Offline
Сообщений: 398
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #95 :
03 Июля 2011, 08:30:42 »
Цитата: Гарик
Рептилоиды…
Техника эротического гипноза…
Эмоции и чувства...
Главный секрет поведения людей...
Гарик, откройте в Разном соответствующую всему этому тему, можете так и назвать
Цитата: Гарик от 02 Июля 2011, 22:02:16
Это просто информация.
А пока тоже хочется задать вопрос, применительно к данной теме
Цитата: Pavel.Y от 03 Июля 2011, 08:01:13
И что со всем этим надо делать?
Записан
Ана
Старожил
Offline
Сообщений: 398
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #96 :
03 Июля 2011, 10:52:08 »
За "просто информацией" Гарика, с трудом нашла то, на что хотелось ответить.
Цитата: Pavel.Y от 02 Июля 2011, 21:43:47
Контакты с любыми сущностями, чья частота вибраций ниже, чем ЛЮБОВЬ по моей шкале положительных эмоций, я категорически разрываю.
Павел, чем вам не нравится частота моих вибраций?!
- вибрации Божественной и Космической Любви… По-моему, очень даже неплохо. А сущности… видимо настолько сильными были эмоции, пока писала «сказку», что притянула всех их. Ведь «откликаются» они именно на наши сильные эмоции…
А сказка, думаю, знак для вас (да и для меня тоже, но в другом жанре), что вы можете (а может быть просто должны) написать еще одну главу в ЭД - о высших человеческих эмоциях – эмоциях Любви, на нижней ступеньке которых стоит безусловная Любовь.
Все эволюционирует в мире, в том числе и эмоции, полмиллиона лет назад соотношение отриц/полож. эмоций было 4/1. Сейчас, Inventor писал об этом, - 3/1. В ближайшем будущем этот разрыв еще сократится. Так что ваша тема будет востребована еще много времени. И совсем не обязательно выходить за грань чисто человеческих эмоций, это актуальней - "здесь и сейчас".
А «старейшины» из вашей ЭД просто «благословили» на эту работу, страницы которой на информационном уровне уже проявились.
Хотя вы по-прежнему можете считать это сказкой. Я не настаиваю.
Записан
Гарик
Offline
Сообщений: 36
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #97 :
03 Июля 2011, 13:32:28 »
Жива Сердце и София. По русскому традиционному мировоззрению, человек имеет три души – Живую, Чувствующую и Думающую. Каждая из этих душ имеет свое название и свое место в теле человека. Это место называется седалищем Души. Кроме этого каждая имеет свою силу.
Живая Душа называется Живой. Седалищем ее является живот. Живая душа заведует жизнью и здоровьем человека. Силой ее является сила жизни, которая тоже называется Живой.
До сих пор существует выражение « Живушка по жилочкам течет». Жилами в народе называются каналы, по которым течет сила жизни. Когда говорят про человека, что он двужильный, то имеют в виду то, что у человека силы и здоровья хватает на двоих. Иначе говоря, такой человек имеет сильную живую душу.
Чувствующая Душа называется Сердцем или Серёдцем, иногда ее называют Середой. Под Сердцем, в данном случае понимается не орган сердце, а сердцевина человеческого существа. Сердцевина, т.е. основа, центр. Чувствующая душа находится в центре груди, за грудной костью.
Когда у человека не хорошо на Душе, то он ощущает в районе груди холод или давящую боль. Про которую, он так и говорит: « На душе тяжело или тяжело на сердце». Чувствующую Душу часто называют просто Душой. Силой ее является сила душевного настроя, которая создает то или иное настроение.
Сила душевного настроя зависит от того, на сколько развита у человека душа. Про людей с развитой душей мы говорим «великодушный», или, «человек с широкой душой», «сердечный», или «глубоко, или тонко чувствующий человек».
Такие люди хорошо чувствуют других людей, животных, деревья, растения, природу, себя.
Думающая Душа называется София. Полное ее название София Безмолвная. Седалищем ее является голова, место, которое раньше называли Челом.
В русских народных сказках эта Душа часто проходит под именем Василиса Премудрая, что означает - Правящая Мудрость. Василевс или Базилевс, в переводе с латыни означает правитель. София Безмолвная значит – Безмолвная Мудрость.
Все эти названия как нельзя лучше говорят о качествах думающей Души.
Силой Софии является сила ума.
Думающая Душа, также как и Живая и Чувствующая, у разных людей бывает по-разному развита. У одних она развита хорошо, и про них мы говорим: «умный человек». А у других плохо. Про них мы говорим: «слабоумный человек», «глупый», или просто «дурак».
Каждая из трех Душ имеет свое предназначение и служит для решения определенной задачи. Все три Души находятся в постоянном взаимодействии между собой и совместно решают одну общую задачу. В народе, обычно, не принято разделять Души между собой. Все три Души объединены единым пузырем сознания н
азываемым «Жило». Именно это объединение и называют чаще всего Душой.
ДУША
При рождении ребёнка, при первом крике, после того как повитуха его окунает в воду, похлопывает и т.д в него входит ДУША. И только когда он закричит второй раз в него входит Жизнь. Второй крик принципиально отличен от первого, он означает, что ребёнок хочет есть. И вот посмотрите, вот Вход. Мы его дадим как в сказках описывается. Первый вход (крик) – открываются Сердце и Лёгкие. После Второго крика – Желудок и Животик. Вот здесь вот ЖИВОТ, то самое ЯДРО СОЗНАНИЯ, в котором ЖИВА живёт – Живая Душа. В Сердце и Лёгких живет ДУША ОСНОВНАЯ, ЧУВСТВУЮЩАЯ.
Записан
Ана
Старожил
Offline
Сообщений: 398
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #98 :
03 Июля 2011, 15:54:35 »
Цитата: Гарик от 03 Июля 2011, 13:32:28
Жива Сердце и София...
Гарик, интересная информация, хотя и не для этой темы, это больше подошло бы к ККУ Ратибора, она пока закрыта. Такое подозрение, что это не чакры, и не энергетические центры… что-то чисто русское... Духовные энергетические центры?! Может поэтому говорят о силе русской Души?! Спасибо, интересно, есть над чем подумать.
Записан
Ана
Старожил
Offline
Сообщений: 398
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #99 :
03 Июля 2011, 18:04:49 »
Цитата: Ана от 03 Июля 2011, 10:52:08
Все эволюционирует в мире, в том числе и эмоции...
Цитата: Гарик от 03 Июля 2011, 13:32:28
Жива Сердце и София...
Чтобы как-то «реабилитировать» пост Гарика и притянуть его к теме, посмотрела у себя эти Душевные энергетические центры. На одном из них, Сердце, обнаружила застарелую сущность Душевная Боль, поселившуюся там в 10-11 лет, связанную с потерей очень дорогого сердцу человека, бабушки… помню те детские эмоции…
А дальше – продолжение сказки, что выше:
Отпуская ту Душевную боль из своего Душевного Сердца, увидела то, о чем писала - эволюцию Эмоции, которая, "живя" в моем Душевном центре столько лет, "выросла" из Душевной
БОЛ
и в Душевную
Л
ю
БО
вь, с такими вибрациями она уходила... Отпустила с чистым сердцем…
Ну, кто поверит в эти сказки?!!
Возьмите маятник и посмотрите, а что у вас?!!! И Сказка станет реальностью…
Записан
Pavel.Y
Модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1433
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #100 :
03 Июля 2011, 19:03:42 »
Цитата: Ана от 03 Июля 2011, 10:52:08
А сказка, думаю, знак для вас (да и для меня тоже, но в другом жанре), что вы можете (а может быть просто должны) написать еще одну главу в ЭД - о высших человеческих эмоциях – эмоциях Любви, на нижней ступеньке которых стоит безусловная Любовь.
Я считаю, что безусловная любовь, это высшая человеческая эмоция. Выше идет что-то нам неизвестное.
Цитата: Гарик от 03 Июля 2011, 13:32:28
ДУША ...
Гарик, я присоединяюсь к словам Аны и прошу вас открыть свою тему в другом разделе.
Если вы можете что-то сказать по теме от себя лично с описанием личного опыта - добро пожаловать.
Записан
Гарик
Offline
Сообщений: 36
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #101 :
03 Июля 2011, 21:16:57 »
Цитата: Pavel.Y от 27 Июня 2011, 18:38:00
Спасибо, Ана!
Я как раз собирался ответить, как подоспел ваш пост - и вы совершенно правы. Тем не менее, я кое-что добавлю.
Во-первых, человек, принимающий ченнелинги, действительно не специалист во всех вопросах, которые в них затрагиваются. Он только переводчик с языка мыслепакетов на родной язык, в даннос случае на русский. Поэтому в его переводе нередко присутствуют неточности и даже языковые погрешности, которые раздражают придирчивых читателей. Если кто-то пойдет по моей ссылке на сайт ПРЕОБРАЖЕНИЕ и посмотрит на СОТНИ ченнелингов, принятых Никой, и оценит широту их тем, то он поймет всю тяжесть работы ченнелера.
Во-вторых, из этого ченнелинга мне ясно, что частота вибраций и эмоции понятия сопоставимые, но не адекватные. Между ними есть разница, которая мной ещё не понята.
В третьих, что касается, с одной стороны, чистоты и невинности души, с другой - исцеления души. Я не вижу здесь противоречия, т.к. там же написано: "Травмы, которые получает душа, записывая негативный опыт...". Это значит, что душа сама не создает этот негативный опыт/негативные эмоции, она его только регистрирует, а создает этот негатив Эго воплощенного человека под влиянием тех или иных обстоятельств. Более того, когда душа готовится к воплощению, она сама планирует этот опыт, но при этом она надеется, что человек, в тело которого эта душа воплотиться, при прохождении запланированных кармических ситуаций будет вести в них себя так, чтобы повышать своё осознание, свою божетвенность, но, к сожалению, чаще бывает наоборот - всё происходит по худшему сценарию, и, в результате, душа вынуждена регистрировать негативный опыт, травмирующий её. Недаром в русском языке существует выражение "душа болит".
И ещё.Про Бога говорить не будем, а вот в отношении Земли поговорить стоит. Дело в том, что Земля - это высокоразумная Сущность, сознательно создававшая человечество вместе с другими его Создателями и терпящая тысячи лет всё то, что творит человек на ней. Земля, как и человек, обладает астральным и ментальным телами, куда входят, как составная часть, эмоции и мысли людей. Вы можете себе представить, как сильно загрязняет негатив человечества тонкие тела Земли. Поэтому каждая добрая мысль каждого человека, каждая искренняя молитва, каждое покаяние и просьба о прощении ОЧИЩАЮТ не только тонкие тела и душу этого человека, но и тонкие тела и Душу Земли. А Земля является частью солнечной системы и частью Вселенной и, следовательно, мысли и эмоции каждого человека вносят вклад в состояние Вселенной.
Я НЕ ПОНЯЛ,КУДА МЕНЯ ПОСЫЛАЮТ.
Записан
ALOIS
Гость
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #102 :
03 Июля 2011, 21:24:42 »
Цитировать
Я НЕ ПОНЯЛ,КУДА МЕНЯ ПОСЫЛАЮТ.
Супер!
Гарик. В любом случае - не стоит туда спешить
Записан
Pavel.Y
Модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1433
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #103 :
03 Июля 2011, 21:45:32 »
Цитата: Гарик от 03 Июля 2011, 21:16:57
Я НЕ ПОНЯЛ,КУДА МЕНЯ ПОСЫЛАЮТ.
Вас, Гарик, никуда не посылают, но как раз вас то и не видно, т.к. то, что вы пишит это:
Цитата: Гарик от 02 Июля 2011, 22:02:16
Это просто информация.
Это безликая информация, не имеющая даже источника и автора. Более того, совершенно непонятно ваше отношение к этой информации - то ли вы приводите её в качестве неких аргументов, то ли помещаете её для смеха, ....
Проявите себя, свое мнение, свой опыт, а информацию в инете можно найти на любой вкус.
Записан
Гарик
Offline
Сообщений: 36
Re: Эмоции и их роль в жизни человека и его души
«
Ответ #104 :
03 Июля 2011, 22:51:18 »
То, что чувства и эмоции тесно связаны, не требует обсуждения. Вопрос не в этом, а в том, что вкладывается в эти понятия и каково соотношение между ними.
Наиболее четко разделение эмоций и чувств дано А.Н.Леонтьевым. Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т.е. выражает оценочное отношение существующей или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный предметный характер, это устойчивое эмоциональное отношение.
Эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызывать преходящую эмоцию неудовольствия и даже гнева).
Эмоции не всегда осознаются, чувства же, напротив, внешне весьма заметны. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, и отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.
Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство.
Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоции, человек скрывает от других и свои чувства.
Характеристика различных эмоций
Эмоции ожидания и прогноза:
1. Волнение - в психологии эмоций волнение не рассматривается как самостоятельная категория. Оно является скорее бытовым понятием, отражающим состояние беспокойства, тревожности, страха. Речь идет о волнении, проявляемом человеком перед значимой для него деятельностью или встречей, а также об эмоциональном настрое на это. Волнение в таком случае понимается как повышенный уровень эмоционального возбуждения.
2. Тревога - понятие «тревога» было введено в психологию Фрейдом и в настоящее время многими учеными рассматривается как разновидность страха. Тревога является результатом активности воображения, фантазии будущего. Тревога появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности, не дающей возможности разрядить возбуждение. Тревога понимается как эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании человека с прогнозированием неудачи, опасности или ожидания чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределенности.
3. Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании им реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Следовательно, для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.
4. Отчаяние - это состояние крайней безнадежности. Конкретные причины, которые могут привести человека в отчаяние, разнообразны, но все они должны создать у человека впечатление о непреодолимости грозящей ему опасности.
Удовлетворение и радость:
1. Удовлетворение - чувство удовольствия, которое испытывает тот, чьи стремления, желания, потребности исполнены и удовлетворены. Это исключительно психическое удовольствие, главное в котором - достижение цели.
2. Радость - это активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия, сопровождается переживанием сильной удовлетворенности собой и окружающим миром.
Фрустрационные эмоции (фрустрация - расстройство, крушение планов, замыслов, надежд)
1. Обида - как эмоциональная реакция на несправедливое отношение к себе появляется тогда, когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его незаслуженно унижают. Это бывает в случае оскорбления, обмана, неоправданных обвинений и упреков.
2. Разочарование - если ожидавшееся или обещанное событие не сбываются, то появляется неудовлетворенность, неудовольствие. Чем больше было обещано и чем важнее было ожидавшееся событие, тем большее разочарование испытывает человек, если его ожидания не оправдались.
3. Досада - это раздражение, недовольство вследствие собственной неудачи или неудачи близкого человека, любимой спортивной команды и т.п. Это сожаление часто с примесью злости на обстоятельства, человека, помешавших достижению задуманного. Злость при досаде часто выражается («разряжается») с помощью крепких выражений, в том числе и мата.
4. Гнев - понятие гнев синонимично понятиям негодование, возмущение, злость. По Э.Шострому, негодование - это блокированная или неполная, а также лживая эмоция. Он считает, что негодование ненатурально и сдавленно выражает страх. Многие из нас выражают гнев, хотя на самом деле чувствуют обиду и боль. Это происходит потому, что гнев - более предсказуемая эмоция. Легко предположить, что может случиться после гневного выступления одного человека: другая сторона тоже рассердится. Когда же один человек признается другому, что он обижен, случиться может все, что угодно, и реакция другой стороны непредсказуема.
5. Исступление - это крайняя степень возбуждения с потерей самообладания, чаще всего возникающая при фрустрации и проявляемая в этом случае как состояние бессильного гнева.
6. Печаль - это состояние душевной горечи, которое вызывается разлукой, чувством одиночества, неудачей в достижении цели, разочарованием, несбывшейся надеждой. Главной причиной является утрата чего-то значимого для человека.
7. Уныние - главной составляющей этой эмоции является оценка безысходности ситуации, связанной с удовлетворением потребности, влечения, с достижением задуманного и желаемого. Уныние связано с неблагоприятным прогнозом на исход еще не закончившегося процесса, когда еще остаются какие-то шансы на успех.
8. Горе - это глубокая печаль по поводу кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Причинами могут быть: длительная разлука или утрата человека, к которому имеется привязанность; серьезная болезнь или увечье самого себя или близкого человека; утрата ценного имущества, потеря источника средств к существованию - это означает потерю источника удовольствия, радости, благополучия.
Коммуникативные эмоции:
1. Веселье - определяется как беззаботно-радостное настроение, выражается в склонности к забавам, смеху, в общем возбуждении, приводящем к восклицаниям, хлопанью в ладоши, бесцельным движениям.
2. Смущение - или состояние застенчивости определяют как замешательство, ощущение неловкости. Характерным для смущения является наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека.
3. Смятение - паническая растерянность в состоянии тревоги.
4. Стыд - одно из проявлений смущения, это осознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некой ситуации или при исполнении некоего задания, сопровождаемое негативными переживаниями - огорчением, беспокойством или тревогой.
5. Вина как отражение совести - переживание вины вызывается самоосуждением, сопровождается раскаянием и снижением самооценки. Иногда чувство вины бывает необоснованным и преувеличенным, нанося человеку вред: вызывает хроническую усталость, фригидность, может даже привести к самоубийству. Считается, что самый простой способ избавиться от чувства вины - смириться с ним и дать ему постепенно угаснуть.
6. Презрение - эту эмоцию рассматривают как одно из проявлений чувства враждебности. Это социальное отвращение к человеку, совершившему недостойный проступок. Спецификой этой эмоции является то, что, возникнув ситуативно, она не исчезает бесследно по окончании ситуации, а переходит в стойкое отрицательное отношение к данному человеку, т.е. в чувство.
Интеллектуальные эмоции:
1. Удивление - чувство неожиданности, к которому присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже имеются у человека.
2. Интерес - это чувство успешно удовлетворенной потребности, удовольствие от какого-либо процесса.
3. Чувство юмора - суть его не в том, чтобы видеть и понимать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным.
4. Эмоция догадки - это оценка некоторого нового, еще неосознанного результата решения задачи. Эмоция догадки переживается очень ярко, как озарение, т.е. внезапное прояснение чего-то в сознании, понимание.
5. Уверенность-неуверенность (сомнения) - это интеллектуальный процесс вероятностного прогнозирования того или иного события, достижения или недостижения цели, это вера в себя или потеря этой веры.
Характеристика различных чувств
1. Симпатия - это устойчивое положительное отношение к кому- или чему-нибудь, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи.
2. Антипатия - устойчивое отрицательное отношение.
3. Привязанность - чувство близости, основанное на симпатии.
4. Дружба - яркое воплощение избирательной привязанности.
5. Влюбленность - это относительно устойчивое эмоциональное отношение, отражающее страстное влечение к кому-нибудь.
6. Любовь - интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты - бессмысленным.
7. Враждебность - это неприязненное отношение к тому, с кем человек находится в конфликте. Сильно выраженное чувство враждебности обозначается как ненависть.
8. Зависть - это неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица.
9. Ревность - это подозрительное отношение человека к объекту обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности, либо знанием о его неверности.
10. Удовлетворенность - устойчивое долгосрочное положительное эмоциональное отношение человека к чему-либо, возникающее в результате неоднократно испытанного удовлетворения в какой-то сфере жизни и деятельности и высказываемое в форме суждения.
11. Счастье - такое эмоциональное состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни.
Понимание причин возникновения собственных чувств
Эта тема является той базой, на основании которой и будет строиться дальнейшее обучение эмоциональной грамотности. Более того, без этого умения мы не сможем продвинуться в развитии собственного эмоционального интеллекта.
Одной из важных причин того, что мы не в состоянии владеть собственными чувствами является сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Т.е. мы не можем сказать словами, какое чувство или эмоцию мы испытываем в данный момент!
Такое состояние получило название "алексетимия" - в близком переводе это может означать: "нет слов для названия переживаемых эмоций". Естественно, существует разная степень выраженности подобного состояния, но в любом случае, оно встречается повсеместно и не имеет никакого отношения к высокоразвитому эмоциональному интеллекту. Давно замечено, что отсутствие возможности высказаться и поразмыслить относительно собственных переживаний выливается в усиление физиологических реакций на стрессовые ситуации. И напротив: выскажешь все - на душе становится легче.
В нашем окружении немало людей, которым по тем или иным причинам трудно фиксировать и описывать свои переживания. Среди них множество таких, которые часто даже не подозревают о своей эмоциональной ограниченности. Сюда же следует отнести тех, кто не способен вовремя замечать у себя наступление аффектов.
А что можно сказать о тех, кто привык шумно или развязано вести себя, не замечая, что мешает окружающим? У таких явные проблемы с дифференцировкой эмоциональных состояний.
"Толстокожесть", пожалуй, также одно из проявлений алекситимии: человек плохо понимает состояние другого, потому что не способен хорошо понять себя, отдавать себе отчет о переживаемых эмоциях, отсюда - неадекватное отношение к партнеру.
Можно утверждать, что вполне психически нормальный, но не имеющий навыка вербализации (словесного выражения) эмоций человек в известной мере подвержен алекситимии. Почти все мы испытываем некоторые трудности, когда приходится описывать свои эмоциональные состояния и внутренние переживания.
Тем не менее, повышенный уровень алекситимии свидетельствует о затруднениях в эмоционально-интеллектуальной сфере и является противопоказанием для профессионалов в области общения.
Возможно, вывод покажется вам прямолинейным, но он верный: если ты затрудняешься выразить свои эмоциональные состояния и свойства, то сможешь ли понять, передать, объяснить словами состояния и свойства партнеров?
В самом начале я предлагаю вам определить свой уровень алекситимии при помощи специального опросника - Торонтской Алекситимической Шкалы, апробированной в институте им. В. М. Бехтерева. После того, как вы получили результат, попробуйте ответить на вопрос: "Какие чувства я сейчас испытываю по этому поводу?"
Этот вопрос стоит задавать себе на протяжении всего времени, когда вы пытаетесь разобраться в себе и своих переживаниях.
Это одно из первых основных УПРАЖНЕНИЙ. При своей кажущейся простоте оно может быть невероятно сложным, т.к.
• Вы будете делать его самостоятельно без поддержки психолога
• Вы будете о нем забывать в течение дня по сто раз!
Для того, чтобы облегчить задачу, я приведу алгоритм выполнения:
1. Чтобы заметить у себя проявление какой-либо эмоции, почаще обращайте внимание на собственное тело. Любая эмоция, даже подавленная, всегда как-то выражается на телесном уровне! У Вас сжаты кулаки? Участилось дыхание? Вы покраснели? Побледнели? Задохнулись от возмущения? Потеряли дар речи от счастья? Значит, имеет место эмоция!
2. Теперь постарайтесь определить, какое именно чувство вас посетило. Здесь тоже не сразу все получится, поскольку многие эмоции маскируются друг под друга. Но со временем все встанет на свои места.
3. Следующей важной задачей является нахождение объекта вашей эмоциональной реакции: это может быть как человек или группа людей, так и стечение обстоятельств. Имейте в виду, что этим человеком можете быть вы сами. Важно помнить, что эмоция не бывает сама по себе, он всегда кому-то или чему-то адресована.
4. А теперь ответьте себе честно на вопрос: "Что заставило меня так отреагировать? Что именно явилось ПРИЧИНОЙ моих чувств?".
Вот здесь и кроется маленькая ловушка, поскольку отвечать на вопрос придется самому себе, есть большой соблазн обмануть себя любимого. Человек - существо очень хитрое, и добровольно причинять себе боль не согласен, стало быть, будет защищать свою психику любыми доступными средствами, в основном подсознательно. Поэтому для того, чтобы ответить себе честно на поставленный вопрос, вам потребуется много мужества.
Но с каждым разом ответ будет появляться все быстрее и четче.
Записан
Страниц:
1
...
5
6
[
7
]
8
9
...
14
Печать
« предыдущая тема
следующая тема »
Перейти в:
Пожалуйста, выберите назначение:
-----------------------------
Официальный раздел издательства АНС
-----------------------------
=> АНС уполномочен заявить
=> Магазин издательства АНС
=> О работе форума
=> Семинары в Москве
=> Практикумы по Многомерной медицине
=> Международный Клуб Многомерной медицины имени Л.Г. Пучко
=> Школа Многомерной медицины
=> Вебинары по Многомерной медицине
=> Филиалы МКММ в России
=> Многомерная медицина за рубежом
=> Индивидуальные консультации
=> НИИ Познания Человека
-----------------------------
"Школа" членов клуба Многомерной медицины
-----------------------------
=> Проект тотального покаяния
=> Многомерная жизнь
-----------------------------
Самодиагностика
-----------------------------
=> Техника безопасности
=> Развитие РЭ способностей. Работа с маятником
=> Принципиальные установки и Вибрационные ряды
=> Числовые коды, длины волн, ПБФГ
=> Диагностика - с чего начать и как правильно
-----------------------------
Многомерный человек
-----------------------------
=> Многомерная модель человека
=> Тонкоматериальные структуры и связи
=> Физическое тело
=> Биохимия нашего организма
=> Эфирное тело
=> Тонкие тела
-----------------------------
Причины заболеваний
-----------------------------
=> "Чёрные" каналы связи
=> Тонкоматериальные сущности и инфекции
=> Негативное влияние окружающих людей
=> Инграммы
=> Грехи и их последствия
=> МУЭС, СКО, стресс, негативные эмоции, негативные мысли
=> Патогенная микрофлора и микрофауна
=> Повреждения программ ЦБК, ПБК, базовых программ
=> Энергия. Виды, действие, недостаток и избыток
=> Внешние факторы влияния
=> Вредное внутреннее воздействие
-----------------------------
Алгоритмы работы с конкретными ситуациями
-----------------------------
=> Заболевания ( работа с конкретными заболеваниями)
=> Патологии физического тела (работа с патологиями)
=> Психические расстройства, отклонения, болезни
=> Зависимости
=> Межличностные отношения
=> Иные проблемы
=> Актуальные темы и их решение в ММ
=> Опыт форумчан в работе методом ММ и не только
=> Наши чудесные истории
=> Вопросы и ответы
-----------------------------
МНОГОМЕРНАЯ МЕДИЦИНА. Видео. Аудио. Письма, ответы Л.Г.Пучко.
-----------------------------
=> Память о нашем Учителе
=> Письма к Пучко Л.Г.
=> Ответы Пучко Л.Г.
=> Многомерная медицина на видео
=> Многомерная медицина на аудио
-----------------------------
Биолокация в других сферах нашей жизни
-----------------------------
=> Животные: лечение; интересное и разное
=> Растения: лечение; интересное и разное
=> Выявление побочного действия лекарств, трав, косметики и т.д.
=> Другие области применения биолокации
-----------------------------
Народная медицина и другие средства и методы лечения.
-----------------------------
=> Народные рецепты
=> Фитотерапия
=> Лечение словом (молитвы, настрои и тп.)
=> Упражнения для физического тела и не только, рефлексотерапия
=> Работа с мыслеформами
=> Эмоциональная диагностика
=> Лечение медом (продуктами пчеловодства и др.)
=> Водолечение
=> Цветотерапия (лечение цветом)
=> Литотерапия
=> Мелотерапия (Музыкотерапия)
=> Гомеопатия
=> Ароматерапия
=> Метод "Санатана Саи Сандживини"
=> Другие методы и средства лечения
=> Другие методы диагностики
-----------------------------
Всё о нашем питании
-----------------------------
=> Лечебное питание при разных заболеваниях
=> Как подобрать диету и оценить качество продуктов
=> Разные системы питания
=> Виртуальное кафе
-----------------------------
Устройство мира. Гипотезы. Непонятные явления.
-----------------------------
=> Как устроен мир?
=> Необъяснимые явления
-----------------------------
РАЗНОЕ. Серьезное, смешное и прекрасное.
-----------------------------
=> Творческий раздел
=> Знакомимся (кто мы и откуда)
=> Поздравления
=> Разговоры о Многомерной медицине
=> Размышления на разные темы
=> Книги, фильмы, видео и аудиоматериалы
=> Веселые истории, юмор
Загружается...